Главная Новости

Портрет основы. Освещение. Часть 2: натурная съёмка

Опубликовано: 11.12.2018

видео Портрет основы. Освещение. Часть 2: натурная съёмка

Как рисовать портреты

Безусловно, съемка портрета на улице — это оптимальный способ получить нужный результат. Почему на улице портрет снимать легче, чем в помещении? Причин несколько. Во-первых, вы не стеснены пространством. Во-вторых, модель чувствует себя комфортнее на свежем воздухе (если «за бортом», конечно, не -30), и в результате ваши снимки получаются естественнее. В-третьих, всегда большой выбор мест для съемок — от урбанистических видов большого города до живописных парков. Но, к сожалению, при всем этом есть один минус. Уличное освещение очень капризно. Вам нужно знать и понимать, как оно работает для того, чтобы вы получили красивые снимки в любой ситуации.



Начнем с самого главного источника освещения на улице.

Солнце

Да, солнце — это тот самый источник света, который сопровождает нас всегда и везде в течение всего дня. Как мы уже с вами говорили в прошлом уроке, солнце является жестким точечным источником света. Многие начинающие фотолюбители считают, что съемка в солнечную погоду является самой лучшей и делают снимки, которые зачастую далеки от идеальных. Продвинутые фотографы не очень приветствуют съемки на открытом солнце и вот почему.


Основы Рисования ГОЛОВЫ / Как нарисовать ПОРТРЕТ?

Поскольку солнце — это очень сильный и жесткий свет, то освещение получается весьма контрастным, тени резкие и зачастую наглухо проваливаются в кадре. При этом сила солнечного света колоссальна, она легко выбивает необходимые нам участки в пересвет. Снимать тяжело в разных положениях. Если солнце светит на объект съемки, то он элементарно не может смотреть в кадр от того, что постоянно щурится от света. Если солнце сзади, то возникают жесткие тени «панды» под глазами.


КАК нарисовать ПОРТРЕТ. Основы рисования Портрета.

Как же можно выйти из ситуации? Самый простой способ — закрыть глаза и наслаждаться теплым солнцем.

Но мы не можем во всех случаях получать фотографии с закрытыми глазами. Хорошо, если бы была возможность управлять солнечным светом. Мощности мы ему, конечно, не убавим, а вот сменить направление вполне можем. Очень полезно при такой съемке использование специальных отражателей, о которых я уже упомянул в прошлом уроке. При съемке на солнце мы можем перенаправить солнечный свет на модель и сделать мягкий светотеневой рисунок. Осуществить это просто — если солнце находится прямо за моделью или сзади под углом, то стоя на небольшом расстоянии от объекта съемки необходимо отразить солнце, поймав солнечного «зайчика». Вы увидите, что ненужные резкие тени исчезнут. Отражатель можно использовать не только на открытом солнце, но и в других местах, где можно его поймать и получить эффектный портрет.

Как нужно держать отражатель?

Очень часто фотографы подсвечивают тени отражателем снизу. Это не вполне верно, ведь я уже рассказывал, что бывает при освещении лица снизу. Ага, до инфаркта недалеко. Оптимальное положение отражателя при съемке — на уровне плеч или выше. Мы уже знаем, что наиболее выигрышно источник рисует именно сверху. Если вы используете «лайтдиск» (раскладной отражатель на пружинке), то можете за счет его изгиба менять угол рассеивания света, что позволит управлять теневым рисунком.

В следующем примере ассистент держал отражатель именно таким образом, стоя справа от модели. Как видите тени на лице невесты есть, но они не такие резкие, как при направленном солнечном свете.

К сожалению, главный минус отражателя в том, что самому ловить «зайчиков» и вести съемку довольно проблематично, поэтому в случаях его использования, понадобится помощь ассистента.

Какой отражатель нам нужен?

Если вы придете в магазин, то поразитесь выбору этих аксессуаров — разные типы поверхностей, размеры, формы. Разобраться несложно — чем больше отражатель, тем больше света он способен отразить и высветлить больше теней. Оптимален для ростовых портретов и групп людей. Я обычно использую круглый метровый отражатель, его размеров мне вполне хватает для съемки крупноплановых, погрудных и поясных портретов.

Как правило, в продаже часто встречаются серебристые, золотистые, белые. Наиболее популярны сочетания золотистого и серебристого материала. Серебристый при отражении дает нейтральный свет, золотистый — более теплые тона. Белая сторона рассеивает свет очень сильно и дает мягкое отражение — но такой отражатель (или эту его сторону) надо бывает подносить к лицу достаточно близко и он может просто начать влезать в кадр.

В качестве отражателей также могут выступать, к примеру, стены. Обратите внимание — если вы видите светлую стену, от которой отражается солнечный свет, воспользуйтесь созданной специально для вас световой схемой.

Даже в яркую солнечную погоду мы можем получить смягченный рассеянный свет. Для этого в продаже есть специальные рассеиватели. Рассеиватель имеет несколько возможных слоев в комплекте, и в зависимости от внешнего света, его положения и интенсивности, можно выбирать слои с различной прозрачностью, а соответственно и рассеиванием.

Есть еще пара способов избавиться от ненужных теней при ярком солнце. Первый способ максимально прост — использовать коррекцию экспозиции в 2-3 ступени, что позволит больше высветлить лицо. Не беда, если у вас в кадре «выбьет» светом некоторые детали. Главное, чтобы без пересветов оставалось лицо объекта съемки.

Второй способ — использование уже знакомой нам накамерной вспышки. Для того, чтобы избавиться от резких теней, многие направляют вспышку непосредственно на лица. Этот способ, в принципе, имеет право на существование, но лично мне кажется, что от такого использования вспышки картинка теряет объем. Я обычно использую вспышку удаленно в качестве рисующего источника сверху и чуть сбоку под 45 градусов на модель. В этих случаях я получаю яркие, контрастные картинки.

Прячемся от солнца

Несмотря на то, что есть способы снимать при солнце, я бы все-таки рекомендовал при съемке в яркий день искать более тенистые места, где вероятность получить оптимальный по освещению портрет гораздо выше.

Если вы бывали на курортах, то также знаете, что в утреннее и вечернее время солнечные лучи не так активны, что будет полезно знать и при съемке портретов. К примеру, следующая фотография была сделана на пляже ближе к вечеру. Я делал снимок в приоритете диафрагмы, и экспонометрия камеры сработала без сбоев, получился солнечный, но в то же время спокойный по освещению снимок без пересветов.

Кстати, в данном случае я также использовал поляризационный фильтр, который, как известно, «скрадывает» пару-тройку ступеней экспозиции. При этом «полярик» позволяет избавиться от поверхностных бликов (к примеру, на воде или стекле), а также сделать цвета фотографии более насыщенными.

Следующая фотография сделана в солнечный день, однако с теневой стороны дома, на крыльце, куда жесткие солнечные лучи не доставали. Как результат — равномерное освещение снимка.

«Загоняя» модель под деревья, можно эффектно снимать сквозь листву на открытых диафрагмах, создавая тем самым эффектное заполнение в кадре. Кроме того, можно снимать через перила, ограды заборов и т.д. Такие фотографии всегда выглядят необычно при условии, что они правильно скомпонованы.

Немного о заднем плане

Обязательно следите за задним планом при съемке в солнечную погоду — он не должен быть ярче объекта съемки. Ищите ровный по свету «задник», на фоне которого ваш портрет будет смотреться наиболее выразительно. Используйте открытые диафрагмы для размытия фона, чтобы сделать фотографию объемнее.

Следите за объектами, которые находятся за вашей моделью — не позволяйте деревьям, домам расти из головы вашей модели. Поверьте, смотрится это совсем не красиво.

Съемка при облачной погоде и в темное время суток

Пасмурное, хмурое небо является идеальным уличным освещением. Тучи, закрывающие солнце, работают как студийный софтбокс и великолепно рассеивают свет. Никакой жесткости вы не получите и в помине. Однако вместе с таким рассеянным светом мы получаем серое, блеклое, небо, приглушенные краски.

Если вы хотите больше цветов в кадре, советую искать цветные здания, листву, любые предметы, то есть фон, который при размытии оживит фотографию. Заметьте, я имею в виду красочность фона, при этом не забывайте, что цвет не должен отвлекать внимание от лица главного героя.

Если вы снимаете вечером, то старайтесь поймать время, пока солнце еще не успело скрыться за горизонтом. После этого момента вы и глазом не успеете моргнуть, как стемнеет. К примеру, на следующей фотографии на улице было где-то полвосьмого вечера, осень. Я едва успел сделать несколько снимков, как оказался в кромешной темноте. Для съемки я использовал максимально открытую диафрагму 2.0, однако и ее усилий оказалось мало, пришлось «подтягивать» экспозицию в конвертере.

Следующий снимок также был сделан вечером, однако до захода солнца. Крыша домика позволила избежать резких солнечных лучей, в результате чего получился красивый портрет с мягким освещением. Объем фотографии добавила диафрагма 2.8.

Снимать в темноте — очень и очень сложная задача. Фокусировка работает с трудом (или вообще не работает), в кадре ужасные шумы из-за высоких чисел ISO, необходимость в постоянном использовании светосильных объективов. Как правило, в таких случаях я использую дополнительные источники света, однако если их нет под рукой, то приходится искать альтернативу. Если «заморочиться», то ее можно найти без проблем. К примеру, на снимке, который вы видите ниже, я нашел замечательный источник — светящийся рекламный щит на остановке (да-да, это вовсе не свет от фонаря). Он создал прекрасный рисунок на модели и в результате получился интересный ночной портрет.

Следите за тем, чтобы задний план был интересным, можно использовать размытие ночных фонарей, витрин. Главное, чтобы не получился портрет на скучном черном фоне, это выглядит совсем не интересно.

Какой режим использовать для съемки портрета на улице?

Очень многие снимки на улице я делаю в режиме приоритета диафрагмы. При этом надо быть очень осторожным. Задачу облегчает «умение» цифровой камеры демонстрировать готовые снимки, поэтому даже экспонометрия камеры не выдает необходимых результатов, ее всегда можно скорректировать. Кроме того, немаловажным фактором в работе фотографа-портретиста является скорость работы, а полуавтоматический режим легко помогает в этом. При этом я не забываю и про ручные настройки экспозиции.

Дополнительная литература по теме урока

Марк Клейгорн – Портретная фотография

 

rss