Главная Новости

Съемка пейзажей. Как фотографировать пейзаж? Фотосъемка природы и пейзажа

Опубликовано: 06.12.2018

видео Съемка пейзажей. Как фотографировать пейзаж? Фотосъемка природы и пейзажа

Илья Штром Съёмка пейзажей с минимальной обработкой

Возможно, глядя на пейзажи именитых мастеров, вы задавались вопросом, как же у них получается даже самые простые виды передать выразительно и необычно. Часть ответа на этот вопрос вы уже получили в предыдущих уроках, где познакомились с основными композиционными приёмами (ритм, линии, симметрия), узнали, как работать с цветом и светом, а также разобрались с принципами построения гармоничной и сюжетной фотографии. Вся эта информация вам пригодится, а в этом уроке мы разберёмся со специфическими пейзажными приёмами, которые позволят вывести ваши снимки на более высокий уровень.


5 советов для съемки замечательных пейзажей

Съемка пейзажей и динамический диапазон

Камера во многом похожа на человеческий глаз, но, к сожалению, не способна абсолютно идентично передать то, что вы видите. Например, часто бывает, что хотите сделать снимок прекрасного вида, но на фотографии вместо голубого неба получается пересвеченное, белое пятно. Или тени уходят в черноту и детали там не читаются. Это объясняется тем, что у матрицы фотоаппарата ограниченный динамический диапазон. Если просто, если сцена контрастная по свету, то у фотоаппарата не получится передать и светлые участки, и тёмные одинаково хорошо, обязательно что-то потеряется.


Kai W по-русски: 10 советов для съемки пейзажей

Как видите, тени провалились в черноту, а небо стало белым, то есть ушло в пересвет.

Вообще, провалы в тенях и пересветы не являются браком. Просто далеко не всегда они смотрятся уместно и красиво. Поэтому, чтобы облегчить себе и фотоаппарату жизнь, нужно искать условия, при которых свет будет менее контрастным и можно будет добиться некоторого компромисса между деталями в тенях и светлых тонах. Самый простой способ — фотографировать в режимное время.

Съемка природы в режимное время

Если вы проходили курс «Основы фотографии» , то уже изучали эту тему, и это будет просто повторением с добавлением новой информации. Если же вы купили сразу этот курс, то рекомендуем обратить внимание на эту тему, так как режимный свет используют подавляющее большинство фотографов-пейзажистов. Итак, начнём.

Как вы теперь уже знаете, свет — один из мощнейших средств выразительности в фотографии. Более того, после урока по натюрморту вы знаете, как угол падения света влияет на объём объектов. Тут есть одна особенность: в пейзаже верхний свет (при съёмке в полдень) чаще всего играет в минус, так как практически отсутствуют тени. Исходя из этого, лучше фотографировать, когда солнце невысоко над горизонтом. Именно это время относится к режимному и используется фотографами во всеми мире. Всё зависит от широты и времени года, но режимное время можно разделить на два вида:

Час после рассвета. Свет в это время очень мягкий, неконтрастный, что даёт возможность передать и небо, и объекты на земле. Причём чем выше поднимается солнце, тем жёстче становится свет.

Съемка города фото Elena Lamotta, студент fotoshkola.net

Кроме того, свет в это время тяготеет к холодноватым тонам, что смотрится очень привлекательно.

Час-полтора до заката. В это время свет обладает более тёплыми тонами, которые ближе к самому закату переходят в красноватые.

Плюс этого времени в достаточно контрастных тенях, которые к тому же достаточно большие по площади.

Важно понимать, что динамический диапазон сцены (то есть разница по экспозиции между светом и тенью) будет увеличиваться при съёмке против источника света. В итоге чтобы добиться правильной экспозиции, придётся пожертвовать деталями в тенях. Впрочем, это можно использовать для съёмки силуэтов.

Кстати, если вы хотите поснимать ночной городской пейзаж, то лучше всего это делать минут через 30-40 после заката, когда солнце ещё подсвечивает небо, а городская иллюминация уже включилась. В итоге динамический диапазон получается достаточно узким и можно избежать критичных провалов в тенях и пересветов.

Частая проблема при ночной съёмке в городе — большое количество тёмных участков, которые ничем не освещены. Использование подсвеченного неба частично решает эту ситуацию, но старайтесь выбирать пейзажи, которые максимально заполнены светом. Если это, конечно, не противоречит вашей художественной задумке.

Фотосъемка пейзажа ночью

Впрочем, нужно быть готовым к тому, что добиться идеального отображения и освещённых участков, и затенённых получится не всегда. В этом случае на помощь приходит обработка, которая является неотъемлемой частью творческого процесса. Продвинутые фотографы снимают исключительно в формате RAW, который хранит в себе больше данных и, соответственно, позволяет редактировать тени и светлые тона (например, в программе Lightroom): первые делать светлее, вторые — темнее, то есть сжимать динамический диапазон сцены до такого, что может быть передан на мониторе компьютера или при печати. Формат jpeg в этом плане значительно проигрывает.

Кроме того, существует метод обработки блендинг: делается два-три одинаковых кадра с разной экспозицией (где-то хорошо проработаны тени, где-то светлые тона) — так получается максимальный охват динамического диапазона сцены. А потом в Photoshop фотографии совмещаются. Как вы видите, редакторы знать необходимо, не всегда получится сделать только на съёмке или даже одним кадром. Поэтому, если вы хотите заняться фотографией серьёзно, стоит начать изучение редакторов.

Планирование съёмки

Эта тема не случайно поставлена после описанных выше. Возможно, вы уже поняли, что времени на съёмку в режимные часы очень мало. Поэтому нужно максимально подготовиться, чтобы не упустить момент. Это можно сделать в несколько этапов:

Посмотреть прогноз погоды, чтобы выяснить, подходят ли вам условия съёмки. Облаков пугаться не стоит, они могут отлично смотреться, но вот затянутое сплошной пеленой небо может повлиять отрицательно, так как свет будет рассеянным, практически без теней. Хотя иногда это смотрится удачно. Посмотрите по карте, с какой стороны будет находиться солнце, чтобы понять, откуда лучше снимать. Можно сразу присмотреть конкретные точки съёмки. Понятно, что они будут приблизительные, но выбирать из, допустим, трёх лучше, чем выяснять всё это на месте. Существует множество сайтов, которые указывают время рассвета и заката — этим стоит воспользоваться, чтобы распланировать съёмки и приехать к нужному моменту. Только стоит внимательно смотреть на часовой пояс, в котором указывается время, он может отличаться от вашего. Приезжайте заранее на место съёмки, чтобы ещё раз оценить сцену и внести коррективы в план. Лучше немного подождать, чем не успеть.

Хочется также сказать, что не стоит отчаиваться, если условия съёмки отличаются от запланированных. Это не повод разочарованно убрать камеру в сумку, попробуйте все-таки поснимать, используя те условия, в которые вы поставлены. Как знать, может, получится найти что-то интересное!

Точка съёмки

А теперь поговорим немного о пейзажной композиции. Чаще всего человек смотрит на мир с высоты своего роста. А что будет, если опустить камеру, например, к земле?

Съемка природы зимой Автор: Татьяна Честнова, студент fotoshkola.net

Так вы сможете передать необычную фактуру, форму объектов, расположенных на земле. Кроме того, при использовании нижней точки съёмки в кадр будет включен передний план, а это, как вы уже знаете, дает объём.

Как видите, элементарный приём уже делает фотографию необычнее и выразительнее. А ещё можно забраться куда-то повыше — на холм, гору, дерево, дом. Не факт, что эта точка съёмки будет удачной, но попробовать стоит, так как это может сделать композицию более интересной.

Вообще, пейзажная съёмка не располагает к лени, от фотографа требуется постоянный поиск ракурсов. Не говоря уже про то, что для создания необычной фотографии часто приходится забираться туда, где обычные люди ходят редко. Поэтому съёмка каждого кадра довольно затратна по времени, к чему нужно быть готовым.

Передача масштаба

Часто бывает, что открывающийся вид очень монументальный и вы, вдохновившись размерами каких-то объектов, хотите передать их величественность. Но не получается. Тут можно использовать один простой, но очень эффективный приём: включите в кадр нужно объект, размер которого известен зрителю хотя бы приблизительно.

Без лодочки на переднем плане невозможно было бы оценить размер облака.

В качестве объекта-маркера подойдёт человек, дом, дерево, лодки, мосты и любые другие элементы. На фоне их, например, горы, будут смотреться действительно величественно.

Масштаб гор, их высота смотрелись бы не так выразительно, если бы не могли сравнить их с городом, который находится у их подножий.

Использование телеобъективов в пейзаже

Во втором уроке мы уже говорили о том, что увеличение фокусного расстояния означает не только приближение, меняется и передача пространства: расстояние между планами визуально уменьшается, они становятся ближе друг к другу. Кроме того, объекты на переднем плане перестают доминировать по масштабу.

Традиционно считается, что пейзажи снимаются на широкий угол, то есть фокусные расстояния от 16 до 30 мм. Но продвинутые фотографы имеют в своём арсенале и телеобъективы с ФР от 70 и больше миллиметров. Очень часто они нужны для съёмки в горах, когда необходимо «сплющить» пространство между объектами съёмки. Например, чтобы показать то, каким маленьким является объект по отношению к фону.

Кроме того, большие фокусные расстояния позволяют выхватывать какие-то интересные детали, создавать на них акцент за счёт уменьшенного угла обзора и, соответственно, минимального количества в кадре других объектов.

Съёмка с длинной выдержкой

Как мы уже говорили, фотограф не фиксирует реальность, а трансформирует её для достижения своих художественных целей. В этом плане использование удлинённых выдержек является очень эффективным инструментом. Чаще всего их используют при съёмке воды, чтобы смазать её, сделать динамичной и добавить в фотографию ещё одно изменение — время.

Значение выдержки в этом случае зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться. Можно буквально немного удлинить, немногим короче секунды. В этом случае вода смажется, но её фактура по-прежнему будет читаться.

Чем быстрее двигается вода, тем сильнее она смазывается.

При удлинении выдержки фактура всё больше будет меняться. Если вода активно двигается, например, есть волны, то при экспонировании в течение нескольких секунд она превратится в дымку.

Если же вода статична, то она просто разгладится, станет похожей на стекло.

Тут важно понимать, что подход, чем длиннее выдержка, тем лучше, не работает. Под каждую сцену, каждое место съёмки её значение придётся подбирать индивидуально.

Кстати, снимать на длинной выдержке лучше всего ближе к вечеру, когда света немного. Можно также использовать пасмурную погоду, по той же причине. Диафрагму в этом случае всё равно придётся прикрыть достаточно сильно, чтобы ограничить поток света на матрицу.

Впрочем, фотографировать на удлинённых выдержка можно не только воду, подойдут любые движущиеся объекты. Это могут быть и машины, и люди (если речь про городской пейзаж). Здесь важно не увлечься и не сделать время экспонирования слишком длинным, а то есть риск сделать город безлюдным.

Движущиеся облака тоже смотрятся интересно, если их немного смазать.

Сюжет в пейзаже

В прошлом уроке мы уже касались этой темы, но она настолько важная, что стоит вернуться ещё раз. Тем более что у пейзажа есть специфика, которую стоит обсудить. Ведь появляется вопрос, а какой может быть сюжет у фотографии природы или города? Сейчас попробуем разобраться с этим на примере этой фотографии:

Этот снимок интересен достаточно неоднозначным сюжетом: с одной стороны автор запечатлела маленький кораблик, который окружен хаотично расположенными льдами. То есть присутствует некоторая драматичность в этой истории. Но с другой стороны свет яркий, цвета получились насыщенными, а тени мягкими. В итоге, сюжет не становится депрессивным, не кажется, что судно потерялось, брошено. Скорее складывается впечатление, что корабль уверенно и упорно пробивается через льды домой, то есть прослеживается позитивность. В любом случае, автор оставила необходимую недосказанность, простор для фантазии, каждый зритель может по-разному воспринять эту фотоисторию.

Разбор ещё двух фотографий вы можете при желании прочитать ниже:

Сюжетом, основой этой фотографии стало противопоставление. С одной стороны есть абсолютно фантастические по цветам вода и небо, которые создают ощущение нереальности. А между ними в кадре находится волнорез с маяком, которые своими четкими, резкими линиями конфликтуют с плавными цветовыми градиентами. Кстати, маяк в этом случае играет свою основную роль — указывает путь, пусть и в таком метафорическом смысле.

Этот сюжет более приземленный, но от этого не менее интересный. Есть явный смысловой центр — дом, который выделяется размером. Но сам по себе он не так интересен, хоть и похож на цветок с окружением из деревьев. После дома взгляд скользит по линиям дорожек и находит людей, которые стоят на перекрестке. Автор подписал снимок “Пойдешь направо — коня потеряешь, пойдешь налево….”, но этот комментарий и не нужен, так как история с выбором пути читается отлично. А все благодаря лаконичности, отсутствию лишних объектов в кадре.

Аксессуары для пейзажной съёмки

Техника пейзажной съёмки достаточно специфическая. Поэтому, если вы всерьёз решили увлечься этим жанром, придётся купить некоторые аксессуары, которые сделают процесс более удобным или расширят творческие возможности.

Безусловно, первым в списке должен идти штатив, так как съёмка будет часто вестись на удлинённых выдержках, а увеличение ИСО чревато шумами. И если для натюрморта подойдёт самый простой штатив, то с пейзажем всё несколько сложнее. Если у вас ещё нет этого аксессуара, но хотите его приобрести, то рекомендуем прочитать эту статью.

Выдержка в камере во всех режимах ограничена тридцатью секундами, но часто бывает нужно намного более длинное значение. Можно использовать режим bulb, но тогда придётся держать пальцем кнопку затвора, что чревато сотрясениями фотоаппарата и, как следствие, смазанностью. Тут пригодится пульт дистанционного управления. Существуют простые версии пультов ДУ с одной кнопкой (она блокируется, то есть держать не нужно), есть дополнительно с таймером, который позволяет отслеживать значение выдержки. Кроме того, существуют более продвинутые модели, которые позволяют выставить время экспонирования, количество кадров и даже промежуток между ними. Все параметры контролируются на мониторе, после настройки останется только нажать кнопку и ждать, пока снимок будет готов.

Кроме того, существуют разные фильтры, которые накручиваются на объектив. Самый распространённый — поляризационный, убирающий отражения от неметаллических поверхностей. Подробнее об этом можно прочитать тут!

Ещё один не менее полезный фильтр — нейтрально-серый. Он имеет затемнённое стекло, что позволяет ограничить поток света, поступающий на матрицу и, как следствие, использовать более длинные выдержки для смазывания, например, воды. Подробности об этом фильтре есть в этой статье.

Также есть ещё один фильтр, который является подвидом нейтрально-серого — градиентный. У него часть стекла затемнённая, а оставшаяся прозрачная. Это нужно для того, чтобы выровнять экспозицию, если сцена имеет большой динамический диапазон. Тут лучше использовать не круглые фильтры, а прямоугольные, так как у них есть возможность, двигая стекло, смещать границу затемнения вверх-вниз (горизонт ведь может быть расположен не по центру снимка).

Границу затемнения лучше располагать на какой-то тёмной области, чтобы её было не так видно. Сложнее, точнее почти невозможно, использовать градиенты, если местность имеет неровный ландшафт. В этом случае появится полоса на фотографии.

Тут необходимо сделать замечание: объективы создают из высококачественного стекла. Поэтому на фильтрах лучше не экономить, так как они существенно могут подпортить качество фотографии.

Ссылки по теме урока: Съёмка зимой: технические тонкости и меры предосторожности

rss