Главная Новости

Ж. Меха и кожа. I.Дубление меха. II.Окраска мехов. III. Имитация мехов. IV. Дубление кожи. V. Окраска кожи. VI. Водонепроницаемость кожи VIII. Смесь.

Опубликовано: 04.10.2018

I. Дубление меха.

Дубление на мех небольших шкурок, а) Тщательно вымытые, очищенные и расчесанные шкурки натирают с мездряной стороны смесью поваренной соли и половинным количеством квасцов, посыпают этой же смесью, складывают пополам, шерстью наружу, скатывают и кладут на несколько дней в прохладное место. Когда кожа вполне пропитается солями, развертывают шкурки, полощут их и, растянув на ровной доске, натирают мылом и, наконец, сушат в тени, не снимая с доски. Высушенную шкуру тщательно разминают.

б) Мочат шкурки в течение 10-18 час в воде, полощут, выжимают воду, расчесывают тщательно шерсть, намыливают грязные места и, оставив на 2-3 часа, замывают их, чешут вторично и опять тщательно моют. Затем отделив острым ножом части мяса и жира на мездряной стороне, посыпают крупно измолотою ячменною мукою или смесью из 3 пшеничных отрубей и 2 ржаной муки. Затем скатывают каждую такую шкурку шерстью наружу, запрятав внутрь хвост, лапки и головку, и наполняют ими чан, куда затем вливают раствор поваренной соли такой крепости, чтобы плавало яйцо. Чан этот ставят в прохладном месте, но не на морозе. Через сутки перекладывают их в другой чан, повторяя это перекладывание до тех пор, пока шкурки не станут совершенно готовыми, т. е. в течение 10-15 дней. Тогда их вынимают, выколачивают муку и отруби, выжимают и сушат.

II. Окраска мехов.

1. Окраска шкурок. Развивающееся в последнее время красильно-скорняжное производство приняло крупные размеры, благодаря новым методам окраски анилиновыми красками, дающими прекрасные результаты. Дешевые шкурки при соответственной обработке и окраске могут получить вид дорогих мехов.

Еще не так давно способы обработки и окраски шкур представляли собою секреты, ревниво охраняемые фабрикантами. Раньше окраска мехов была очень сложным делом: она производилась с помощью разных протрав из хромпика, железного и медного купороса и т. п. Введение в практику анилиновых красок значительно упростило производство, увеличило прочность окраски и гамму получаемых оттенков.

При употреблении анилиновых красок окраска появляется на волокнах при помощи окислительных средств, как-то: пербората натрия, перекиси водорода и т. п. Перборат натрия удобнее перекиси водорода, он не так быстро разлагается и дешевле.

2. Анилиновые краски для шкурок. Из анилиновых красок, употребляемых для окраски мехов, более употребительны: а) "Урсол" марка PD, DB и 2G, б) "Фуррол" марка В, S, SD. Урсол D и DB дают черную окраску. Употребляемые отдельно Урсол D дает интенсивно черную окраску, а Урсол DB сине-черную.

Урсол 2G дает желтовато-коричневый оттенок. Урсол Р дает красноватый оттенок. При совместном действии Урсола 2 G и Р получается красивый коричневый тон.

Фуррол В окрашивает в коричневые тона. Фуррол S-в черный и Фуррол SB-в серые оттенки.

Степень крепости раствора определяется в зависимости от желаемого оттенка окраски.

Окраска шкурок может быть произведена двумя способами. По первому способу вся шкурка погружается в красильную ванну (крашение погружением), по второму- красильная жидкость наводится щеткою на волос (наводка).

Если шкурки богаты жиром, то перед окраскою следует их обработать следующей смесью: 500 г гашеной извести, 250 г железного купороса, 150 г квасцов на 10 л воды. Смесь наносится щеткой, после чего шкурки высушиваются и хорошенько промываются в нескольких водах. Благодаря такой обработке волос обезжиривается и легче принимает окраску.

Для шкурок менее жирных можно для мытья употреблять раствор соды (6° по Б.) и мыла. Употребление каустической соды следует избегать.

III. Имитация мехов.

1. Имитация соболя. Некоторые сорта кролика и белки, особенно наших северных губерний, имеют некрасивый оттенок волоса. В последнее время их часто окрашивают коричневой анилиновой краской "Урсол"- под соболь. Сначала шкурки промывают содой в течение получаса, взяв на ведро 130 г соды. Смыв излишек соды, берут на 1 л воды 100 г перекиси водорода и 5 см3 нашатырного спирта и закладывают шкурки в этот раствор на 24 часа. Наконец, их промывают и отжимают.

Краска приготовляется след. образом. На 1 л воды берут 0,15 г "Урсола D" и 0,2 г "Урсола Р". Растворяют и добавляют сюда же 25 см3 перекиси водорода и 2 см3 нашатырного спирта. В эту краску закладывают шкурки при 37° на 2 часа. Потом выбирают, смывают краску, окисляют, сушат, отволаживают (размягчают), разминают руками, чистят опилками и щеткой или в барабане.

Затем шкурки расправляют и наводят концы следующим составом: на 1 л воды берут 0,5 г "Урсола D", 2 г "Урсола Р". По охлаждении добавляют сюда же 50 см3 перекиси водорода, 3 см3 нашатырного спирта и наводят поверх волоса щеткой. Оставляют лежать до окисления 6-8 час. Затем сушат, разминают, чистят мездру и расчесывают волос.

2. Имитация котика, а) Стриженый кролик дает довольно хорошую имитацию котика, для чего после 6-часовой хромовой протравы погружают шкурки в след. ванну: 14 г Урсола Р, 3 г Урсола D, 14 г нашатырного спирта, 300 г перекиси водорода. В этой ванне шкурки остаются 4 часа, после чего на концы волос наводится при помощи щетки след. состав: 133 г Урсола D, 15 г Урсола DB, 3 кг перекиси водорода, в 5 л воды.

б) Для более хорошей имитации котика употребляют выхухоль. Шкурку протравляют хромом, после чего окрашивают в ванне след. состава: 14 г. Урсола Р, 3 г пирогалловой кислоты, 15 г нашатырного спирта, 300 г перекиси водорода, в 5 л воды. В этой ванне шкурки остаются 6 час, после чего на концы волос наводится при помощи щетки след. состав: 133 г Урсола D, 15 г Урсола DB, 3 кг перекиси водорода, в 3 л воды (Спутник практика).

3. Обработка заячьих шкурок. Дешевая заячья шкурка может дать довольно хорошую имитацию дорогих сортов мехов, если окрасить шкурку сначала в один тон, а затем при помощи щетки окрасить концы волос в другой цвет. Для грунта берут коричневый тон, а концы волос наводят черным или коричнево-черным тоном. Шкурки подвергают обезжириванию и протраве, как указано выше, составом извести, железного купороса и квасцов, при помощи щетки. Затем, после прополаскивания, опускают на б час в хромовую протраву, после чего шкурки промываются и поступают в красильную ванну, составляемую след. образом: 3 г Урсола D, 7 г Урсола Р, 1,4 г пирогалловой кислоты, 240 г перикиси водорода в 5 л воды. В этом растворе шкурки остаются в течение 6 час, после чего концы волос подвергают наводке, состоящей из след. состава: 120 г Урсола, 2 кг перекиси водорода, в 5 л воды.

4. Состав для сохранения заячьих шкурок. Заячьи шкурки, как известно, не отличаются особенной прочностью, и охотникам, собирающим эти шкурки, быть может, будет не бесполезно принять к сведению след. простой способ сохранения от порчи как самой кожи заячьих шкурок, так и шерсти. Для этого в 1 л горячей воды распускают 50 г сернокислого глинозема, известного под названием серно-алюминиевой соли, или за неимением ее 50 г квасцов и 25 г обыкновенной поваренной соли. Когда та и другая соль распустятся и жидкость остынет, то кожу на шкурках обильно смачивают ею при помощи кисти или щетки. Затем дают шкуркам высохнуть, после чего укладывают одну на другую таким образом, чтобы шерсть ложилась на шерсть. В этом виде заячьи шкурки отлично сохраняются в течение всей зимы и всего лета, для чего их приходится смачивать указанным раствором не более одного раза зимою и двух раз летом.

IV. Дубление кожи.

Дубление кожи в настоящее время имеет промышленный характер, и рациональное дубление лучше всего производится массовыми приемами на больших государственных кожевенных заводах. Однако все же в некоторых случаях кустарное дубление не утратило вполне своего значения. Ввиду этого мы даем ниже несколько рецептов для получения дубленой кожи. Большое значение для мелких артелей кустарной промышленности имеет крашение и вообще отделка кожи, на эту сторону кожевенного дела мы и обращаем внимание нашего читателя. Процесс дубления кожи, как известно, распадается на несколько операций.

Первая операция имеет своей целью удаление со шкуры лишнего жира, остатков мышц, пленок и волос. Второй тип операций- само дубление-придает голью вид настоящей кожи путем пропитывания дубильными веществами, жиром, путем окраски и проч. Удаление волос со шкуры производится с помощью золения, осуществляемого действием на шкуру извести и золы или сернистого натрия. При этом разъедаются волосяные луковицы в коже и волосы могут быть затем удалены путем скобления. После золения шкуры тщательно вымываются и вымачиваются в особых кислых растворах, способных растворить последние следы извести из пор шкуры.

Дубление шкур представляет собою процесс пропитывания ее волокон дубильными веществами. Дубление осуществляется или чрезвычайно медленным насыщением голья слабым раствором дубильного вещества, одновременно извлекаемого из коры ивы, дуба в том же чане, или вымачиванием голья в более крепких растворах дубильного вещества, приготовляемого заблаговременно в виде особых экстрактов из тропических дубильных растений. В начале XX века все более и более распространяется пропитывание голья не растительными веществами, а минеральными солями, а именно хромовыми соединениями (хромовое дубление). Пропитывание голья квасцами и солью приводит к выделке особых видов кожи. При пропитывании кожи жиром и ворванью получают особые сорта, вроде замши.

V. Окраска кожи.

Окраска кожи может быть произведена следующими способами:

1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.

2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.

3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.

4. Нанесение краски при помощи щеток производится большею частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.

5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1-2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3 г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.

6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.

7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).

Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.

8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.

9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, впяливают в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой, Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.

Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще

2-3 раза.

Когда она снова совершенно высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.

Далее приготовляют блестящий лак из следующих веществ: 180 г асфальта и 180 г масляного лака.

Его кипятят на угольном жаре в продолжении 5-6 час, по прошествии которых снимают с огня, прибавляют хороший янтарный лак, голландской сажи и скипидара и покрывают этим кожу широкой кистью; потом кладут ее таким образом, чтобы солнце освещало изнанку.

Когда лак наполовину высохнет, кожу перевертывают и высушивают на солнце окончательно, только жар не должен быть слишком сильный, чтобы не образовалось пузырей.

б) В белый цвет. Кожу приготовляют, как сказано выше. Для грунта берут свинцовые белила, хорошенько растирают со скипидаром и разжижают светлым масляным лаком, после чего мажут этим кожу 3-4 раза.

Далее берут свинцовые белила, растирают их как можно мельче со скипидаром, разжижают светлым янтарным лаком и лакируют пемзой. Когда лак хорошенько высохнет, полируют истолченной пемзой и войлоком, потом лакируют в последний раз янтарным лаком и снова сушат. Сушение должно каждый раз производиться на солнце.

в) В зеленый цвет. При окрашивании кожи в зеленый цвет первая ее обработка точно такая же, как и для черного цвета (см. выше); только для первого грунта берут немного свинцовых белил и лучшую швейнфуртскую зелень, растирают с хорошим лаком из льняного масла и наводят краску 2-3 раза. Каждый наведенный слой сушат на солнце и потом гладко полируют пемзой и маслом. Далее трут мелкими опилками и последний раз наводят новой зеленью, так же слегка растертой с хорошим льняно-масляным лаком, после чего полируют мелко растертой пемзой и войлоком. Затем берут хороший янтарный лак и лакируют, высушив предварительно на солнце, как сказано выше.

10 Перекраска неудавшихся цветных кож в черный цвет. Для перекраски цветных кож в черный цвет поступают следующим образом: кожам дают первую ванну (по строганному весу); 10% op-доваля (G) или (2G), 0,5% вассерблау (АН) или 2% кампешевого экстракта, 0,5% вассерблау (АН). Этим раствором обработку ведут 3/4 часа при температуре 60°. Затем добавляют 1% муравьиной кислоты 30%-ной и вращают еще 1/2 часа.

Далее кожи получают вторую ванну: берут 0,3% корволина (ВТ), вращают 20 мин и добавляют 1-2% сульфированного копытного масла, вращают 1/2 часа, дают кожам короткую промывку, сушат и отделывают, как обычно.

11. Цветные перекрывающие краски и крашение ими. В последнее время за границей в целях получения наиболее ровной окраски цветных кож применяют т. н. перекрывающие краски (Echtdeckfarben). По своему составу и характеру эти краски не столько перекрывают, сколько выравнивают неправильно полученную окраску цветных кож при обыкновенном крашении, проникая в них н сравнивая пятнистые места на коже.

Баденская анилиновая и содовая фабрика в Людвигсгафене на Рейне выработала следующие 10 основных видов перекрывающих красителей:

1. Эхтдекгельб конц. В. A. S. F.

2. Эхтдекбраун конц. В. A. S. F.

3. Эхтдекшарлах конц. В. A. S. F.

4. Эхтдекбордо конц. В. A. S. F.

5. Эхтдекрубин конц. В. A. S. F.

6. Эхтдекблау конц. В. A. S. F.

7. Эхтдекблау зеленоватый В. A. S. F 8. Эхтдекшварц конц. В. A. S. F " 9. Эхтдеквейс конц. В. A. S. F.

10. Шутцлак конц. В. A. S. F.

Эти красители могут быть применены для всех видов кож. При правильном применении эти красители дают абсолютно ровный оттенок, быстро сохнут, и кожи, обработанные ими, можно непосредственно после сушки утюжить и лощить. Они чрезвычайно хорошо сопротивляются трению, воздействию воды и света.

При применении этих красителей необходимо соблюдение следующих основных положений. Вместо обычного аппретирования кожи подвергаются обработке этими красителями, которые наносят при помощи пневматического пульверизатора, действующего под давлением 3 атмосфер.

Перед нанесением перекрывающих красителей лицевую сторону кожи нужно тщательно протереть для удаления излишков жира, во избежание образования пятен.

Наилучших результатов по обезжириванию достигают при применении специально вырабатываемого Баденской фабрикой растворителя жиров под маркой "Е-13". Для употребления его готовят раствор: 100-200 г "Е- 13" в 1 л воды, к которому добавляют 50 см3 нашатырного спирта.

Для слабо жированных кож достаточно протирания разбавленным раствором нашатырного спирта, которого берут: 50-100 см3 в 1 л воды.

Процесс протирания с целью обезжиривания должен проводиться с максимальной тщательностью.

Перед употреблением перекрывающих красителей их необходимо смешать с 95% спиртом, которого берут 135% по весу красок.

Перекрытые из пульверизатора кожи тщательно высушивают, после чего их утюжат, а при желании получить высокий глянец- лощат на машине без всякого предварительного аппретирования, так как в состав этих красителей входят уже необходимые элементы аппретуры.

Таким образом обработанные кожи являются весьма прочными в отношении истирания.

Примечание: Перекрывающие красители весьма опасны в пожарном отношении, и работу с ними необходимо вести очень осторожно. Поэтому при пульверизации аппарат всегда должен быть тщательно изолирован от других помещений и должны быть приняты все меры предосторожности .

VI. Водонепроницаемость кожи.

1. Сообщение кожи водонепроницаемости. Чтобы сделать кожу непроницаемой, пользуются предпочтительно жидкими и твердыми жирами, которые употребляются или отдельно, или в смеси друг с другом. Они должны удовлетворять следующим требованиям: проникать возможно глубже в кожу, делать последнюю гибкой и мягкой и не сообщать ей никаких нежелательных особенностей. Для таких мазей, сообщающих коже непроницаемость, годятся все растительные и животные жиры и масла, обладающие возможно слабою кислою реакцией, и различные роды воска с прибавлением смолы и без нее. Высыхающие масла, хотя и упоминаемые во многих рецептах для подобной цели, должны быть совсем исключены, так как они делают кожу с течением времени жесткой и ломкой. Употребление глицерина бесполезно, так как он водою снова извлекается из кожи.

Минеральные масла тоже не годятся. Со временем от действия воды непроницаемость кожи утрачивается, почему смазку ее следует время от времени повторять. Предлагают следующее средство для сообщения коже непроницаемости. Растворяют желтый пчелиный воск в бензине до насыщения, нагревают раствор на водяной бане и прибавляют к нему 1/10 спермацета в растопленном виде. Застывшая масса сохраняется в баночках и употребляется следующим образом: растопив на водяной бане, ее наносят на кожу при помощи щетки или кисти. Кожа должна быть тоже слегка нагрета и вполне сухая. Мазь проникает глубоко в кожу и, кроме того, образует на ее поверхности тонкий слой. Последний нисколько не препятствует чистке кремом.

Есть еще другой состав, который был испытан на целом ряде опытов и дал очень хорошие результаты: он представляет собою смесь из 50 бараньего сала, распущенного на легком огне, 49 льняного масла и 1 скипидара. Состав наносится на сухую и нехолодную кожу. Эта мазь особенно пригодна для охотничьей обуви, и притом как в местах сырых, болотистых, так и для рыхлого, глубокого снега; во всех подобных случаях она превосходно предохраняет обувь от сырости.

Вот еще хороший состав для сообщения обуви непромокаемости. Берут 1/4 л льняного масла и, разогрев его на легком огне, распускают в нем 50 г сала, 5 г воска и 5 г древесной смолы. Этой смесью, слегка разогретой, тщательно смазывают обувь. Кожа от этого становится не только очень мягкой и гибкой, но и совершенно непроницаемой для воды.

Любой кожаной обуви можно придать значительную непромокаемость, если обмазать ее несколько раз густым раствором обыкновенного мыла. По высыхании обувь не только сохраняет свою первоначальную мягкость, но становится даже мягче, причем проникнувший во все поры кожи мыльный раствор заполняет их образующейся при этом жировой кислотой, которая совсем не пропускает воду.

2. Обувь непромокаемой сделать можно, напитав ее сверху парафином. Для этого парафин в мелких кусочках опускают в бутылку с бензином и взбалтывают до полного растворения, после чего волосяной кистью или мягкой щеткой наносят раствор на кожу. После просушки на открытом воздухе (подальше от огня !) надо повторить промазку швов.

VII. Имитация кожи.

1. Искусственная кожа по Хаузу. Обрезки кожи размельчаются при помощи дробильной машины и соединяются раствором каучука в нафталине. На 50 волокон кожи берут 40 этого раствора. Когда смесь будет хорошо размешана, прибавляют 2 глицерина и массу вымешивают в тесто. Тесто раскладывают в железные формы и уколачивают до 3 см толщины. Затем массу кладут на проволочную решетку для просушки, потом заворачивают в сырой упаковочный холст и прессуют два или три раза между вальцами. После этого холст снимают с массы, и ее вторично сушат, а вальцуют уже без обертки. После каждого пропускания между вальцами масса становится тоньше. Вальцевание продолжают до тех пор, пока не будет достигнута желаемая толщина и плотность, на что обыкновенно требуется 4 дня. Материал затем сушится и может быть сразу употреблен на подметки для сапог.

2. Масса из обрезков кожи по Зеренсену. Если обрезки кожи встречаются в нечистом виде, то их сначала очищают от всех посторонних частей, а затем в дробильной машине размельчают в возможно мелкий порошок. Размельченную кожу смешивают с аммиачной водой в студенистую массу, которую прессуют в формах или вальцуют пластами и высушивают. Получается очень твердый жесткий продукт с значительной силой сцепления, но он не эластичен и распадается в воде. Чтобы сделать фабрикат эластичным и нечувствительным к воде, его смешивают с каучуком, все сорта которого можно употреблять для этой цели. Каучук разминают и моют в промывной машине, затем сушат, режут на куски и растворяют в подходящем растворяющем средстве (скипидарное масло, бензин, сероуглерод). С этим раствором каучука смешивают обработанную аммиачной водой кожу, вымешивают смесь, пока она не сделается однородной, затем прессованием в формах или вальцеванием изготавливают необходимые предметы. Масса пригодна для каблуков и вообще для имитации кожи, из которой можно делать различные предметы обихода.

Пропорции смеси различны в зависимости от назначения фабриката.

I. 25 камеди, 67 аммиака, 67 кожи.

II. 25 " 80 " 80 " III. 25 " 75 " 90 " Массу можно полировать, а также красить любыми красящими веществами.

3. Кожаная масса по Кону и Вольгейму. Кожаные обрезки после промывки обрабатывают в ванне с небольшим количеством едкого натра или калия. После разбухания прибавляют в ванну двууглекислый натр, чтобы кожа не сделалась студенистой. Затем масса разводится водой, тщательно нейтрализуется соляной кислотой и хорошенько промывается водой. В таком же роде обрабатываются животные сухожилия: их сушат, колотят, разрывают на чесальной машине, так что получается что-то вроде шерсти, помещают на короткое время в ванну из соляной кислоты и сильно прессуют, от чего сухожильная шерсть переходит в клееобразное вещество. Из приготовленных таким образом сухожилий прибавляют 5-10% к кожаным обрезкам и из этой массы на бумагоделательной машине выделывают пластины. На плоской формовальной сетке пластины опрыскиваются смесью, составленной из равных частей концентрированного раствора квасцов и раствора поваренной соли, от чего сухожильная шерсть снова приобретает волокнистое строение и склеивает волокна кожи.

4. Кожаная масса по Гиатту. Очищенные обрезки кожи вымачиваются в продолжение одного часа в водяной бане 66° Ц., чтобы выделить маслянистые вещества. Затем их тщательно сушат во вращающемся барабане в теплом помещении приблизительно в. 66° Ц, после чего их мелят более или менее мелко в зависимости от рода изготовляемых изделий. Смолотый материал прессуется в формах, нагретых до 116-120° Ц при давлении не менее 360 кг на 1 см2; прессуют около 10 мин. Для изготовления каблуков порошок оставляется в формах лишь столько времени, чтобы наружные части каблуков затвердели, а внутренность осталась относительно эластичной. Если к кожаным обрезкам прибавлены еще другие вещества, которые не соединяются с ними под влиянием жары, то формы нужно нагреть до такой степени, чтобы частицы кожи обратились в полужидкое состояние, т. е. до 143-144° Ц.

5. Кожаная масса по Задлеру. Обрезки кожи размельчают и смешивают с портландским цементом, столярным клеем, известью и стольким количеством теста из пшеничной муки, чтобы можно было вымесить массу. Массу выкладывают в ящики соответственной величины, а затем, завернув в полотно, подвергают гидравлическому давлению между двумя стальными досками. После прессования массу сушат. Для некоторых целей полученные таким образом пластины покрываются тонким слоем кожи. В таком случае один слой кожи кладут на дно ящика, а другой поверх массы, Искусственная кожаная масса годится для подошв и каблуков.

VIII. Смесь.

1. Сохранение глянца на лакированной коже по Броди. Растапливают в водяной бане чистый белый воск, потом прибавляют деревянное масло.

Когда оба вещества соединятся, кладут свиное сало и хорошенько мешают на слабом огне. Затем прибавляют еще скипидар и лавандное масло. Массу перекладывают в банку, где она, охлаждаясь, твердеет.

При употреблении ею слегка мажут лакированный башмак и трут полотняной тряпочкой, благодаря чему восстанавливается сошедший глянец и кожа предохраняется от тресканья.

2. Жидкость для сохранения подошв. Берут 200 крепкого раствора жидкого стекла и 300 льняного масла. Сливают вместе и встряхивают до тех пор, пока не образуется молочнообразной эмульсии. Жидкое стекло должно быть как можно гуще, потому что только густое стекло дает хорошую прочную эмульсию.

3. Чтобы сберечь сапоги, надо после покупки, поносив их с неделю, вымазать хорошенько рыбьим (тресковым) жиром, не исключая и подошв. Потом через полсуток вычистить обыкновенной ваксой.

Сначала сапоги эти будут иметь тускловатый вид и синеватый отблеск, но через несколько дней они получат превосходный глянец, а главное, не будут втягивать в себя сырость и не будут жать ног и, кроме того, совершенно не изменяют своего фасона.

Спустя некоторое время раз в неделю, перед чисткою сапог ваксою, надо намазать слегка свиным салом те места, которые нужно чистить; после этого тотчас же вычистить это место ваксой.

От сала, соединенного с ваксой, сапог будет иметь ровный и чистый черный глянец, а кожа остается мягкой и не будет впитывать сырости.

4. Кожаную мебель очистить можно, протерев ее фланелевой тряпкой, намоченной во взбитых яичных белках. Кожа после такой обработки вновь приобретает свой прежний блеск.

5. Фильтровальная замша. Фильтровальная бумага, как известно, представляет то неудобство, что через нее жидкости фильтруются сравнительно медленно, в особенности более или менее густой и тягучей консистенции. Такое неудобство всего чувствительнее, когда имеется в виду фильтрация значительного количества жидкостей. В этих случаях фильтровальная бумага может быть с успехом заменена замшей. Кусок замши вымачивают в слабом растворе соды, для удаления содержащихся в ней жиров, а затем тщательно прополаскивают в холодной воде. Приготовленную таким образом замшу употребляют как фильтровальную бумагу. Через нее очень чисто и вместе с тем быстро фильтруются не только всевозможные тинктуры, но и очень густые сиропы, даже тягучие, слизистые растительные соки. О быстроте этого процесса можно судить уже по тому, что литр самого густого сиропа фильтруется в 1/4 часа. Другое немаловажное достоинство фильтровальной замши состоит в том, что она может служить очень долго; необходимо только каждый раз после употребления хорошенько ее промывать.

rss